Онлайн-журнал про ткани и одежду

Особенности применение холстов

Холст и живопись так тесно связаны между собой, что часто холстом называют саму картину. Это не совсем верно, поскольку этот материал может использоваться не только для живописи, у него масса других вариантов применения. Итак, холст — что это такое и как его правильно выбрать?

Что такое холст

Изначально так называли полотно изо льна, различное по степени отбеливания и толщине, выполненное полотняным способом. Самым ценным считался тонкий белый лен, одежду из которого шили для знатных и состоятельных людей.

Бортовка прокладочная ткань
Фактура холщовой ткани

Из чего делают холст

В современной текстильной промышленности название «холщовая ткань» относится к плотным материалам, выполненным методом полотняного переплетения и прошедшим разные этапы отделки. Традиционно сырьем для них служат растительные, синтетические волокна или волокна смешанного состава, а именно:

  • лен;
  • хлопок;
  • джут;
  • конопля;
  • синтетические — полиамидные, полиэфирные, полипропиленовые;
  • сочетание хлопка или льна с синтетическими.
Текстиль льняной домоткань
Льняной материал

Полотну натурального состава присущи следующие свойства:

  • долговечность и прочность;
  • воздухопроницаемость;
  • отсутствие аллергических реакций;
  • устойчивость к загрязнениям;
  • прочность.

Материал на ощупь довольно жесткий, имеет не особо привлекательный вид, присущ серо-желтый оттенок. Для ежедневной носки пригодны ткани средней и низкой плотности, которые от стирки к стирке становятся мягче и белее.

Синтетические и смесовые материалы отличаются еще большей прочностью, но плохо переносят высокие температуры, могут даже расплавиться. Кроме того, они практически не впитывают влагу, что является существенным недостатком в случае применения их для пошива одежды и изготовления товаров для ухода за домом.

Для чего нужен холст

Особой популярностью натуральный холст пользуется при изготовлении этнической одежды и аксессуаров. Вышивка на одежде, скатертях и наволочках привносит сельские нотки в общую атмосферу.

Обои мешковина в интерьере
Скатерть с отделкой кружевом

Синтетические ткани в основном используют для перевозки грузов, почты, сыпучих продуктов. За счет влагостойкости искусственного упаковочного материала товар долго не портится. Пользуется большим спросом холщовая подарочная упаковка сувениров, посуды и игрушек.

Мешочки для трав с ручной вышивкой
Холщовые мешочки для трав

Кроме того, холст — это вид ткани, на которой пишут картины. Картины на холсте удобнее перевозить, их можно свернуть в рулон. Холщовая основа более долговечна и дешевле деревянной, позволяет создавать картины большого размера.

Подрамник для холста
Полотно для живописи

История материала

Первый льняной холст соткали еще в древнем Египте, а в Европе самая древняя находка датируется 8 веком до н.э. В средней части России более известен был конопляный холст с желтоватым оттенком. По сравнению со льном, это полотно более плотное и грубое, но и более износостойкое. Материал даже был своеобразным денежным эквивалентом — холщовыми рулонами крестьяне платили оброк.

Из конопляного и льняного материала изготавливали разнообразную одежду, домашний текстиль, емкости для хранения и перевозки материалов, сумки, обувь, паруса.

Холст активно используют в живописи в качестве основы для картины. В Западной Европе это произошло еще в 16 веке, когда на смену деревянному основанию пришло тканое полотно, натянутое на подрамник. Но еще раньше древнерусские иконописцы использовали его для небольших икон — «полотенец». Обычно в качестве основы для них брали два отреза холста, склеенных между собой. Обе стороны покрывали специальным составом, грунтовали и использовали для работы с масляными красками.

Икона николая чудотворца
Икона 19 века на холсте

Как выбрать холст для рисования

Холст необходим для написания картины маслом. Правильный холст для живописи можно приобрести в художественном салоне, а не в магазине тканей.

Холст для живописи в продаже представлен в трех видах:

  • на подрамнике;
  • на картоне;
  • в рулоне.

Полотно с подрамника можно в любой момент снять, если потребовалась транспортировка, а затем натянуть заново. Кроме того, на подрамнике полотно немного «пружинит», что несколько облегчает процесс нанесения краски. Для картин большого размера в подрамнике используются дополнительные рейки, которые придают жесткость всей конструкции, картина не провиснет. Полотно на картонной основе получается тонкое, для него невозможно отрегулировать натяжение.

Негрунтованный холст на подрамнике
Холст на подрамнике и картоне

Сам холст может быть изготовлен из хлопковых, льняных или синтетических волокон.

Лен

По мнению художников лучшим материалом для изготовления холста является лен. Качественное полотно должно быть однородным, без пятен, полос и узелков на волокнах. Нити должны быть натянуты параллельно.

Достоинства льняного полотна:

  • мало поглощает влагу;
  • меньше подвергается механическим повреждениям;
  • практически не провисает со временем.

Недостатками является высокая цена и большая масса полотна.

Хлопок

Самый доступный для художников материал. Полотно «слушается» автора и подчиняется любой технике в работе с маслом.

Достоинства хлопкового полотна:

  • доступная цена;
  • при качественном натяжении можно работать с акриловыми и масляными красками.

Недостатки:

  • накапливает влагу;
  • плохо переносит механические воздействия;
  • со временем провисает.

Синтетика

Синтетические холсты очень редко встречаются в продаже, многие салоны не рискуют их заказывать из-за небольшого спроса. Тем не менее, у них есть несколько преимуществ:

  • имеют абсолютно гладкую поверхность;
  • не провисают под тяжестью красок;
  • не гниют и не впитывают влагу.

Поскольку с момента появления синтетических холстов не прошло еще достаточно времени, оценить их объективно пока не представляется возможным.

Полотна различаются по степени зернистости:

  • мелкозернистое — наиболее гладкое полотно, подойдет для написания портретов и для работы с жидкими красками;
  • среднезернистое — универсальная основа, можно использовать для различных техник;
  • крупнозернистое — больше подойдет для фактурной живописи, для работы потребуется мастихин, кистями на рельефной ткани работать будет неудобно.
Ткань мешковина рулон лен
Крупнозернистое льняное полотно

Масляную краску наносят только на загрунтованный холст. Можно приобрести уже подготовленную, обработанную грунтом основу, или сделать грунтование самостоятельно.

Особенности живописи на холсте

Прежде, чем начать писать картину, необходимо подготовить основу для картины и инструменты.

  1. Сам холст, из чего сделан бы он ни был, необходимо закрепить на подрамнике и загрунтовать, если он не огрунтован заранее. Далее вертикально установить его на мольберт — специальную подставку.
  2. Следующий этап — смешение красок на палитре до получения требуемого оттенка. Краски смешивают специальным металлическим шпателем с деревянной ручкой — мастихином.
  3. Кисти должны быть жесткими, из упругой щетины. Ими удобно наносить густые мазки и придавать объем.
  4. Для корректировки и исправлений понадобится резиновый скребок или влажная тряпочка.

Особенности нанесения масла на холст

Каждый слой краски должен быть таким же по толщине, как предыдущий, или немного толще, иначе по картине пойдут трещины. Слой должен полностью высохнуть, прежде чем будет нанесен следующий, иначе изображение смажется и будет выглядеть «грязным».

Продолжительность работы с маслом — не более 12 часов подряд, после чего картину необходимо оставить на просушку. Нет особого требования в порядке нанесения картины, можно начинать работать с любого места. Для того, чтобы оценить сочетаемость цветов между собой, лучше всего нанести самый светлый и самый темный участок и далее оттенки сравнивать с ними.

Краски для художников
Нанесение красок на полотно

Как ухаживать

Основные правила ухода и хранения картин на холсте заключаются в следующем:

  1. В помещении не должно быть резких перемен температуры и влажности, поскольку холст может рассохнуться или размокнуть.
  2. Нельзя размещать картины вблизи ламп накаливания и нагревательных приборов.
  3. Нельзя помещать картины, написанные маслом на холсте, под стекло. Стекло усиливает воздействие солнечного света, выступает «линзой», кроме того, создает парниковый эффект и увеличивает влажность на поверхности холста.
  4. Не очищать картины с помощью растворителей, моющих средств и даже просто водой. Для удаления пыли можно пользоваться щеткой с мягкой щетиной или специальной метелкой. Очищать необходимо не только лицевую сторону картины, но и изнанку. При сильных загрязнениях допускается применять раствор аммиака.
Картины маслом афремова цветы мастихином
Картина маслом на холсте

Уход за изделиями из холста

Натуральные холщовые изделия допускается стирать, они хорошо переносят как ручную, так и машинную стирки, можно использовать кондиционеры для смягчения ткани. Гладить и отпаривать можно при высокой температуре.

Синтетические изделия можно стирать в машине, но температура должна быть не выше 30°С, гладить можно в деликатном режиме.

Грубый материал, используемый для упаковки и перевозки товаров, обычно не стирают, достаточно просто встряхнуть и хорошо просушить изделие.

Холст, несомненно, долговечный материал. Множество картин, написанных на холсте, успешно прошли серьезную проверку временем, выдержав не одно столетие. Но выбирать основу для них нужно тщательно.

Обсуждение и комментирование темы

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Совет